Diskusijos

Lietuvos Aviacijos Istorija 1919 - 1940 m. :: Diskusijos :: Lietuvos Karo Aviacija 1919 - 40m. :: Okupacinis periodas
 
<< Prieš tai buvusi tema | Sekanti tema >>
Tautinės eskadrilės lėktuvai
Eiti į puslapį   <<      
Moderatoriai: Arius, Nerijus Korbutas, Pijus, Mindaugas, Kiras
Autorius Pranešimas
Nerijus Korbutas
2009 Kov 07 d., 17:16
Administratorius

Užsiregistravęs dalyvis #2
Prisijungta: 1970 Sau 01 d., 03:00
Pranešimų: 3701
Nenoriu aš būti žvalgu, noriu būti Karo lakūnu...
Į viršų
egiz
2009 Kov 07 d., 17:51
egiz
Užsiregistravęs dalyvis #34
Prisijungta: 2008 Grd 08 d., 18:15
Pranešimų: 197
Taigi nieks neprieštarauja,būk...
Į viršų
Nerijus Korbutas
2009 Kov 09 d., 19:56
Administratorius

Užsiregistravęs dalyvis #2
Prisijungta: 1970 Sau 01 d., 03:00
Pranešimų: 3701
Nerijus Korbutas rašė ...

1940 m. rudenį sovietai Kauno aerodrome buvo surengę aviacijos šventę. Tai šventei trys 1-16 buvo nudažyti raudonai su auksinėmis žvaigždėmis. Jie demonstravo akrobatiką. Kapitonas Rimas demonstravo akrobatiką su Bucker Jungmeister. Lietuviškų ženklų jau nebuvo, buvo tik laikinai savotiški ženklai. Aš radau vokiškoje knygoje tą lėktuvą su tais ženklais. Aš taip pat mačiau Anbo 41 eskadrilę su tais ženklais. Ženklai buvo ant sparnų ir uodegos. Fotografuoti negalėjau, nes jau buvau perspėtas, kad galiu pakliūti į kalėjimą fotografuojant sovietų lėktuvus. Nuotraukos kopiją pridedu. Bucker posūkio vairas buvo nudažytas baltai, ženklo apskritimai - raudonas ir žalias, o vidury raudona žvaigždė. Pastebėkite, kad informacija ant liemens yra lietuviška.
Davetas Dulaitis, Sun City, JAV









Prie to pačio:




Alsaldas:





Už paveikslėlius dėkui Marčeliui iš Čekijos.
Į viršų
VYTAUTAS
2009 Kov 10 d., 11:44
Užsiregistravęs dalyvis #60
Prisijungta: 2009 Kov 01 d., 16:50
Pranešimų: 51
Kiek suprantu "Ansaldas" nebuvo naudotas "Tautineje eskadrileje"
Į viršų
Nerijus Korbutas
2009 Kov 12 d., 23:56
Administratorius

Užsiregistravęs dalyvis #2
Prisijungta: 1970 Sau 01 d., 03:00
Pranešimų: 3701
Kolega Marčelis prašo paminėti, kad projekcijos ir Anbo nuotraukos yra gautos iš istoriko Arvo Vercamer Ačiū Arvo .

[ Redaguota 2009 Kov 13 d., 00:06 ]
Į viršų
mindozee.mig3
2009 Lie 04 d., 14:21
Užsiregistravęs dalyvis #58
Prisijungta: 2009 Vas 26 d., 23:56
Pranešimų: 468
Straipsnis iš ''Крылья Родины" 11-1991

Марат ХАЙРУЛИН

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ЛИТОВСКОЙ ЭСКАДРИЛЬИ

Поиск следов литовской эскадрильи Советских ВВС («КР» № 1—91 «Звезды на «АНБО») мы продолжили в архивах, собирали свидетельства очевидцев. И вот что удалось выяснить.
По уточненным данным, на вооружении разведэскадрильи 29-го стрелкового корпуса находилось 13 самолетов быв¬шей литовской военной авиации и аэроклуба. Второй заместитель ее командира майор Б. Бразис вспоминал:
— В эскадрилье было девять АНБО-41, три АНБО-51, один «Гладиатор 1». Разведчики АНБО-41 имели камуфляж литовских ВВС: оливковый верх и голубой низ. На нескольких машинах был темно-зеленый камуфляж. Подкосы крыла и стойки шасси — черные. Капот двигателя — некрашеный, металлический, с отделкой «под мороз». Звезды наносились на фю¬зеляж, крылья и вертикальное оперение. Старые бортовые номера не закрашивались. Известно лишь шесть номеров АНБО из корпусной эскадрильи: 678, 891, 893, 895, 896 и 899. Всего было построено 20 АНБО-41 (бортовые номера: 70, 671—679, 890—899). Остальные
АНБО-41, не вошедшие в эскадрилью ВВС РККА, служили мишенями.
Три учебных АНБО-51 из Каунаса окрашивались в серебристый, как и единственный «Гладиатор» из бывшей 5-й истребительной эскадрильи. К сожалению, его бортовой номер неизвестен. 14 литовских «гладиаторов» значились под номером О-704—С-717. Известен и такой факт. На «Гладиаторе» 23 июня 1941 года при выполнении фигуры пилотажа разбился младший лейтенант А. Моркус...
Около 50 пилотов и летнабов национальной эскадрильи — от сержанта до майора — начали свою службу в ней осенью 1940 года. Нескольких из них в феврале 1941 года репатриировали в Германию, а 14—16 июня 11 летчиков были арестованы и сосланы в Сибирь. Трагический отсчет начался еще до войны...
По воспоминаниям ветеранов удалось восстановить картину последних дней литовской эскадрильи. 22 июня 1941 года на аэродроме близ Укмерге прозвучал сигнал тревоги. Но связи со штабом корпуса не оказалось. Тогда майор Ю. Ковас решил послать самолет в штаб дивизии 29-го стрелкового корпуса. В Пабраде вылетели на АНБО-41 лейтенанты А. Ко-сткус и В. Станкунас. Из-за небольшой поломки они вернулись с пакетом от комдива лишь поздно вечером. Рано утром 23 июня все АНБО были подняты в небо, согласно приказу покинули аэродром и взяли курс на Пабраде. После приземления обнаружили, что дивизия уже отступила. А в 9 часов начался налет, строй АНБО расстреливали из пулеметов. Были серьезно повреждены два «сорок первых».
Летчики хотели передислоцироваться в Белоруссию, но не оказалось полетных карт. Ковас приказал штурману эскадрильи майору П. Масису лететь на АНБО-41 с сержантом Ю. Астикасом за картами в Укмерге.
Спустя несколько часов, не дождавшись Масиса с картами, эскадрилья взлетела. Два АНБО-41 и три АНБО-51 взяли курс в сторону Укмерге и сели на клеверное поле близ Сесикая. А три остальных летели в сторону Гомеля. Уже над территорией Белоруссии самолеты, неопознанные, были обстреляны нашим расчетом ПВО из пулеметов. Самолет со старшим лейтенантом Ярчуком и командиром эскадрильи Ковасом упал недалеко от Ошмяны. Машина с комиссаром Зайко и лейтенантом Каласюнасом пропала без вести. Вероятно, они тоже погибли. Третий самолет с лейтенантом А. Косткусом и капитаном В. Жукасом вернулся в Пабраде. На аэродроме они встретили экипажи двух поврежденных машин. Авиаторы больше ничего не могли предпринять. Они закопали в лесу парашюты, летную одежду и разошлись по домам.
А что случилось с остальными экипажами?
Когда АНБО приземлился в Укмерге, майор Масис пошел в штаб за картами, а Астикас остался его ждать в самолете с работающим двигателем. Сержант, увидев бегущего к нему незнакомого человека с пистолетом, испугался и — на взлет. Приземлился где-то в Восточной Пруссии и был пленен.
Экипажи в Сосикае и майора Масиса, пришедшего к ним 24 июня, немецкие мотоциклисты взяли в плен. Сержант А. Гуйя вспоминал:
— Военный автобус отвез нас в Кенигсберг. Выяснив, кто мы такие, нам предложили вступить в немецкую армию. Мы отказались. Нас на поезде отвезли в Баварию, а затем в Восточную Пруссию в «Шталаг». В начале октября 1941 года нас доставили в Каунас, мы носили еще старую литовскую форму военных летчиков...
После войны многие летчики были арестованы и отсидели в лагерях по 6—10 лет. Некоторые уехали в США и Австралию. Немало фактов в судьбе литовской эскадрильи так, наверное, и останутся неизвестными.
Да, мы увидели драму, а не героические бои. И все-таки в случившемся не вина, а беда тех литовцев-летчиков из сорок первого. И эту малую страничку истории надо бережно сохранить.
Еще по многочисленным просьбам читателей, откликнувшихся на публикацию в «КР» № 1—91, привожу данные развед¬чика АНБО-41.
Самолет представлял собой двухместный моноплан-парасоль смешанной конструкции. Ферменный фюзеляж из склепанных хромансилевых труб обтягивался полот¬ном. Обшивка передней части фюзеляжа до кабины пилота была дюралевой. Хвостовое оперение и элероны — металлической конструкции и тоже обтягивались полотном. Полотно покрывалось тре¬мя слоями аэролака и краской. Крыло двухлонжеронное деревянной конструкции, обтягивалось полотном. Носок кры¬ла обшивали трехслойной фанерой. Консоли крепились к балдахину с бензо¬баком. Механизация крыла: элероны и щитки типа «Шренк» с гидравлическими амортизаторами. Колеса фирмы «Данлоп». На самолете имелось радиооборудование. Двигатель воздушного охлаждения девятицилиндровый Бристоль «Пегас» XI располагал мощностью 930— 1100 л. с. Винт деревянный трехлопастной конструкции А Густайтиса. Вооружение: два синхронных пулемета «Браунинг»-ФН 7,92 мм, установленных справа в передней части фюзеляжа. Два спаренных пу¬лемета «Браунинг»-ФН 7,92 мм на турели у летнаба. Под фюзеляжем могли быть установлены держатели для подвески 200-кг бомб.

Radau va čia: http://imf.forum24.ru/?1-5-0-00000027-000-0-0


[ Redaguota 2009 Lie 04 d., 14:42 ]
Į viršų
Nerijus Korbutas
2009 Lie 04 d., 17:08
Administratorius

Užsiregistravęs dalyvis #2
Prisijungta: 1970 Sau 01 d., 03:00
Pranešimų: 3701
Ech... labai tikėjaus, bet vėl nieko naujo nesužinojau, vėl tie patys skaičiai kaip ir kituose rusiškuose saituose.
Kas pasakojama apie įvykius irgi viskas tas pats kas ir lietuvių atsiminimuose...

Taip lig šiol, per beveik dvidešimt metų, niekas taip ir neatsakė į A.Navaičio klausimą:
Jei eskadrilėje buvo 13 ar 14 lėktuvų, kam tada 25 lakūnai ir tiek pat žvalgų?

Įdomu ar neįmanoma vienąkart archyvuose pakelti 29 TŠK dokumentus ir atsakyti į šį amžiną klausimą. Ar yra tokių dokumentų Lietuvos archyvuose?
Dar įdomu tai, kad per 20 Nepriklausomybės metų Lietuvos istorikai taip ir "nekrutino" šio klausimo.
Vienintelis suteikęs tikrai vertingos tikslios informacijos tai jau minėtas A.Navaitis.
Į viršų
Eiti į puslapį   <<       

Persikelti:     Į viršų

Sindikuoti šią temą: rss 0.92 Sindikuoti šią temą: rss 2.0 Sindikuoti šią temą: RDF
Powered by e107 Forum System

Svetainės nuorodos













Sveiki,

Prisijungimo vardas:

Slaptažodis:




Prisiminti mane

[ ]

Facebook